Экспертиза проектной документации

Негосударственная экспертиза проектной документации проводится на основании Градостроительного Кодекса Российской Федерации (N 190-ФЗ от 29.12.2004).

В последней редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации официально закреплен юридический статус негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Новыми положениями созданы условия, позволяющие развиваться здоровой конкуренции на рынке экспертизы.

Вместе с этим это дало возможность сократить сроки ее проведения и улучшить качество экспертных оценок.

Как для государственных экспертов так и для негосударственных экспертов, аттестованных в установленном порядке, созданы равноправные условия работы. Участники экспертного рынка получили возможность выбирать аккредитованную организацию, которая имеет право на подготовку и выдачу экспертных заключений.

Предметом негосударственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации:

  • техническим регламентам (в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности);
  • результатам инженерных изысканий;
  • установленным (утвержденным, выбранным для расчета) сметным нормативам - в части оценки сметной документации, разработанной в составе проектной документации;
  • градостроительным регламентам;
  • градостроительному плану земельного участка;
  • национальным стандартам;
  • стандартам организаций;
  • заданию на проектирование.

Предметом негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов и заданию на проведение инженерных изысканий.

До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям законодательства и нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании" и Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Мнение эксперта позволяет выявить и предотвратить не только технические ошибки или несоответствия действующим нормативным документам, но и способствует выявлению и исключению факта завышения стоимости строительства и исключению из проектной документации лишних видов работ, удешевляя при этом конечную стоимость объекта строительства.

Перечень обязательных видов работ, для которых предусмотрено прохождение негосударственной экспертизы проектной документации, определяется соответствующими статьями Градостроительного кодекса.

Необходимо знать, что в отношении бюджетных объектов, объектов, размещаемых на континентальном шельфе и других, выделенных в отдельный перечень, установленный п.5.1. ст.6 и 3.4. Градостроительного кодекса, обязательно проведение только государственной экспертизы.

В отношении объектов, не перечисленных в Статье 48.1. Градостроительного кодекса, допускается проведение негосударственной экспертизы.

Кроме того, законодательно регламентирован список объектов, в отношении которых проведение экспертизы, в том числе и негосударственной, является не обязательным.

Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

В случае, если проектная документация не подлежит обязательной экспертизе, заказчик принимает самостоятельное решение о ее прохождении.


Виды экспертизы проектной документации

Существует два вида экспертизы:

  • государственная, выполняемая с участием представителей органов исполнительной власти;
  • негосударственная, которая осуществляется юридическими лицами, имеющими соответствующую аккредитацию.


Государственная экспертиза проектной документации

Организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов, возложена на государственный орган экспертизы Российской Федерации.

Среди них объекты:

  • предназначенные для обороны государства и его безопасности;
  • культурного наследия, являющиеся уникальными и имеющие федеральное значение;
  • технически сложные;
  • представляющие определенную опасность или являющиеся государственной тайной;
  • возводимые в территориальных или внутренних морских водах, а также на континентальном шлейфе;
  • строительство которых намечено в исключительной экономической зоне или на территории двух и более субъектов Федерации.


Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий

Этот вид экспертизы выполняется уполномоченным на это органом государственной власти конкретного субъекта Федерации или юридическим лицом, у которого имеется аккредитация (согласно ГСК РФ ст.50), дающая право ее проведения.

Негосударственная экспертиза проектной документации проводится для объектов, которые не включены в перечень объектов федерального значения, а также для вновь возводимых объектов, для которых проведение государственной экспертизы, согласно Градостроительному кодексу (ст.49, п. 2 и 3), необязательно.

При этом заключение негосударственной экспертизы имеет такую же силу, как и заключение государственной экспертизы.

Подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий вправе осуществлять физические лица, аттестованные в соответствии со статьей 49.1 настоящего Кодекса, по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате.

Физические лица, аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в соответствии со статьей 49.1 настоящего Кодекса, не вправе участвовать в проведении такой экспертизы, при наличии личной заинтересованности в результатах такой экспертизы, в том числе если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали указанные лица лично или их близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг.

Объем требований, предъявляемых к юридическому лицу в целях его аккредитации в качестве негосударственного эксперта в области проектной документации, определен в статье 50 ГК РФ, что обусловлено важностью и ответственностью экспертов, принимающих решение о соответствии проекта правовым требованиям и строительным нормам.

Аттестованные эксперты полностью независимы от заявителя на проведение экспертизы проектной документации.

За выдачу заведомо ложного экспертного заключения негосударственной экспертизы проектной документации, ст. 307 Уголовного кодекса предусмотрена уголовная ответственность.

Право устанавливать стоимость экспертизы проектной документации предоставлено непосредственно организациям, выполняющим этот комплекс работ и мероприятий.

Конечная стоимость напрямую зависит от сложности документации, объемов проверки и иногда от сроков выдачи заключения.

Пакет документов, которые должны быть предоставлены на экспертизу, регламентируется специальными правилами РФ и строительными нормами.


Проведение экспертизы проектной документации:

  • Начинается проведение экспертизы проектной документации с приема пакета документов
  • После того как будет подтверждена оплата согласно договору, начинается рассмотрение проектной документации.
  • Если в период проведения экспертизы потребуются дополнительные расчеты, изыскания, введение дополнительных разделов или полная переработка одного из них, об этом сообщается заказчику в письменном запросе (замечаниях).

При недостаточном объеме проектной документации, который регламентируется постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», для проведения экспертизы заказчик получает уведомление о том, что они подлежат доукомплектованию или возврату.

Основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, являются представление не всех документов, указанных в пунктах 13 - 15 Положения «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», необходимых для проведения государственной экспертизы, в том числе отсутствие положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае, если проектная документация направлена на экспертизу после экспертизы результатов инженерных изысканий).

  • После этого проводится работа по рассмотрению проектной документации, выдаче замечаний и дальнейшему устранению, выявленных экспертизой недочетов, указанных в замечаниях.
  • На следующем этапе, при внесении необходимых изменений и устранении замечаний по разделам проектной документации. При проведении экспертизы проектной документации может осуществляться оперативное внесение изменений в проектную документацию в порядке, установленном договором. Подготовка заключений проводится по направлениям деятельности экспертов, которые передаются в отдел, занимающийся подготовкой сводного заключения.
  • Подготовка сводного заключения.


Результатом негосударственной экспертизы является заключение, содержащее выводы:

  • о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации или ее разделов требованиям, указанным в пункте 5 настоящего Положения;
  • о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов и (или) заданию на проведение инженерных изысканий.

В заключении могут содержаться рекомендации по внесению изменений в проектную документацию и улучшению проектных решений.

Сводное заключение может быть как положительным, так и отрицательным, в случае, если в установленные договором сроки заказчик не устранил выданные замечания.

Форма заключения негосударственной экспертизы установлена Министерством регионального развития Российской Федерации.

Заказчику на руки выдается 3 экземпляра положительного заключения и 2 экземпляра отрицательного заключения.

Если заказчик получил отрицательное заключение, требуется проведение повторной экспертизы.


Повторная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий могут быть направлены повторно (2 и более раза) на экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении экспертизы.

В случае если недостатки, послужившие основанием для отрицательного заключения экспертизы, можно устранить без возврата этих документов и заявитель не настаивает на их возврате, организация по проведению экспертизы устанавливает срок для устранения таких недостатков. В этом случае документы, представленные на экспертизу, заявителю не возвращаются. После их доработки заявитель представляет в организацию по проведению экспертизы часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с внесенными изменениями и справку с описанием этих изменений.

Экспертной оценке при проведении повторной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена экспертиза.

В случае если после проведения первичной (предыдущей повторной) экспертизы в законодательство Российской Федерации внесены изменения, которые могут повлиять на результаты, экспертной оценке могут быть подвергнуты представленные проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в полном объеме.